Закрыть
Полная версия. 14 дней бесплатно. ЭФФЕКТИВНО УДОБНО ПРОСТО

У вас есть купон?

Что-то пошло не так. Пожалуйста, попробуйте еще раз.
Закрыть
Забыли пароль?
Ключевые качества успешного бизнеса
29 Декабря 2018

Techstars – крупная международная компания, которая помогает развиваться стартапам. Дэвид Браун, Дэвид Коэн и Брэд Фелд запустили Techstars 12 лет назад. Идея была сумасшедшей: создать акселератор, когда этого слова вообще не существовало. Основатели хотели собрать 10 компаний и инвестировать в них небольшие суммы, окружить их крутыми менторами, чтобы бизнес подопечных мог быстрее развиваться.

Сейчас у нас 1600 компаний, в которые мы инвестировали таким образом. 80% этих компаний активно функционируют, 10% компаний были проданы или стали публичными. И лишь оставшиеся 10% компаний провалились. Это огромный успех.

За годы работы сооснователи встречали множество новых предпринимателей и команд. Это помогло им выделить 6 основных критериев успешности стартапа: команда, команда, команда, рынок, прогресс и идея.

Команда, команда, команда

Почему это критерий повторяется трижды? Все потому, что успешность стартапа настолько зависит от команды основателей. И это стоит того, чтобы занимать первые три первые места списке критериев Techstars. Действительно крутая команда может раскрутить стартап с неудачной идеей, настроить его, найти нужное направление. И наоборот «посредственные таланты», даже с отличной идеей, как правило, не могут раскачать бизнес.

Когда вы думаете о подавляющем большинстве известных компаний, вы представляете одного лидера – Джобса, Гейтса или Баффета. Эти «иконические» лидеры обычно имеют партнера, сооснователя. Все эти компании имели потрясающие команды основателей, которые в ответе за их успех.

Почему запускать компанию самостоятельно – обычно не самый хороший вариант? Есть много компаний, которые запускал всего один предприниматель, и они были невероятно успешны. Но подавляющее большинство – более 80% компаний, которые проходили через Techstars – имеют несколько сооснователей. В первую очередь, если у вас есть сооснователь, значит, у вас есть человек, с которым вы можете разделить работу, и вам не нужно делать все самостоятельно. Вторая причина: вы можете делить с кем-то ваши успехи и неудачи, вместе искать решения проблем.

4 важных качества команды основателей

Вы должны быть голодны до знаний. Основатель должен быть любопытным, общаясь с клиентами: почему покупатели заинтересованы в нашем продукте? что их расстраивает в вашей компании? Надо максимально подробно погружаться в суть проблем клиентов, спрашивать «почему?» снова и снова. Это даст глубокое понимание, не важно, является ли это программной проблемой, или проблемой, которая мешает одному отделу, или проблемой конкретной рекламной кампании. Многое может пойти неправильно. Самые успешные предприниматели очень любознательны и всегда интересуются «почему?».

Вы должны уметь признавать свою неправоту. Мы тренируемся, чтобы уметь хорошо продавать, хорошо руководить, хорошо делать бизнес. Но всегда ли получается делать это правильно? Нет. Очень важное качество: уметь принять, что выбранный тобою путь – ошибочный. Иначе вы обрушите всю компанию с обрыва за собой. Очень важно уметь вовремя остановиться, развернуться и вернуться на правильный путь. С этим может помочь сооснователь – с партнером можно проводить беседы о будущем компании. Он сможет сказать, что пришло время остановиться и дальше ничего нет. И наоборот смотивировать двигаться дальше.

Вы должны уметь отказываться от признания своей неправоты. Нормальное качество любого предпринимателя заключается в том, что он не видит преград. Если вы будете останавливаться каждый раз, когда увидите «стену», или каждый раз, когда кто-то будет говорить вам, что это не сработает, вы не сможете построить свой бизнес. Предприниматель должен иметь силы остаться при своем мнении и продолжать движение. В этом конфликте между 2 и 3 качеством сложно найти баланс: с одной стороны, нужно идти «сквозь стены», а, с другой стороны, – не биться в одну и ту же и не понимать, что идешь не в том направлении.

Вы должны найти людей, которые одержимы идеей, как и вы. Особенно в ранние годы. На старте вы еще ничего не зарабатываете, у вас нет клиентов, ваш продукт наполнен багами – нет никаких надежд. Вы просто одержимы проблемой, которую пытаетесь решить. Одному это делать невозможно, поэтому так важны люди, которые будут вас окружать и которые будут поддерживать эту одержимость. Именно «одержимость», а не «страсть». Это более высокий уровень. Большинство людей не будут готовы разделять вашу одержимость.

Рынок

Размер рынка играет значимую роль. Если вы продаете вещь, которую хотят только 5 человек в мире, и хотите построить компанию, стоимостью 100 млн долларов, вам нужно продавать каждый продукт за 20 млн долларов. Каждый год. И дело даже не в том, какой рынок сейчас, а в том, каким он может быть.

Когда Uber начинали, рынок не был таким большим, как сейчас. Возможно, рынок был близок к нулю. Однако Uber создал рынок из ничего.

Второй критерий рынка, на который вы должны обращать внимание, это прогресс. Насколько далеко вы продвинулись за 3 месяца, за полгода. Если вы работаете со стартапом уже лет пять и все, что у вас есть, – это пугающий сайт и ничего больше, наверно, это все-таки не ваше. И наоборот если спустя 3 недели у вас уже готов прототип, вы показали его заказчику, получили обратную связь, внесли серию правок – это восхитительно. Именно это и есть прогресс. Не место, где вы находитесь, а скорость, с которой вы развиваетесь.

Идея

Из всех шести критериев этот самый неожиданный и самый опциональный. Удивлены? На самом деле даже если ваша идея посредственная, ее можно превратить в гениальную, улучшить ее.

25% компаний, которые прошли через Techstars, не были хорошими. Однако они изменились за трехмесячную программу. У кого-то идея и задумка компании стали полностью другими. Это могли быть серьезные изменения, они могли поменяться от b2c-концепции к b2b.

Основатель должен быть открытым к идеям. Нужно осознавать, рынок может преподнести продукт иначе. Покупатели подумают: «Это супер, дайте больше». Соответственно, нужно поменять идею, чтобы лучше удовлетворять потребности клиентов.

Необходимо найти баланс, между тем, чтобы много работать, и тем, чтобы быть стратегом. Правило 80 на 20. 80% времени вы просто работаете, засучив рукава. Но оставшиеся 20% времени вы должны думать о том, куда вы двигаетесь, какая стратегия верная, где вы будете через год, через три. Важно выделять время для «стратегических сессий». Это некий символ того, что работать нужно не много, а головой.

Люди спрашивают, как мне удается разбирать 200-300 email в день. Вы можете отправить мне письмо и получить ответ за 24 часа. И при этом я успеваю спать 9-10 часов. Как я успеваю столько делать и спать так долго? Дело в умении определять правильный баланс в своей голове, который помогает очистить сознание. Когда я отдохнувший, я могу отвечать на вопросы быстрее.

Можно работать часами напролет, сжигать себя на работе. Это не самый эффективный способ иметь ясное сознание, принимать решения быстро и четко.

Забавно, но у меня ощущение, что чем старше я становлюсь – тем больше у меня есть времени. Когда я был молодым, я думал, что если нельзя сделать что-то сегодня или на этой неделе, – то не стоит это делать. Когда я стал старше, я начал понимать, что какие-то вещи проще окупятся через год, или 5 лет, или 10 лет.

Необходимо вкладывать в себя, в свой бизнес с учетом того, что это поможет в будущем. Успех редко приходит мгновенно. Создавать успех в будущем, работая сейчас – трюк, которым должны овладеть все основатели.

Какими качествами должен обладать бизнесмен, чтобы достигнуть успеха, рассказал генеральный директор Bitly на нашей конференции АМОКОНФ.

Важная вещь, которую можно сделать со стартапом – пойти на риск. Большие корпорации не могут себе это позволить. И это одна из главных причин, по которой новые стартапы вытесняют 500 компаний каждый год с помощью новых разрушительных технологий. Они делают это не потому, что они умнее и не потому, что они работают ударнее. Но они готовы жертвовать всем каждый день, готовы быть неправыми, готовы рисковать.

София Савина

Редактор amoCRM