Создание бизнеса – это как игра в казино: огромный энтузиазм и большой риск. Очень сложно совсем не ошибиться, когда строишь компанию, особенно если делаешь это самостоятельно, без опыта. Но к своим успехам и провалам все предприниматели относятся по-разному. Кто-то опускает руки и сдается при малейших трудностях. Кто-то встает и идет дальше, но «наступает на те же грабли», потому что не учитывает предыдущий опыт. И, наконец, кто-то – лучший вариант – готов бороться с трудностями и принимать свои ошибки.
За свой 30-летний опыт Брайан Скудамор разработал концепцию «WTF» (Willing to Fail) – «Принятие провала». Нужно всегда быть готовым к тому, что вы можете ошибиться, принять неправильное решение в бизнесе. Этого не нужно бояться, а наоборот – принимать, ценить и даже радоваться провалам. Иногда даже больше, чем успехам.
Ошибки должны стать вашими друзьями. Сила этих неудачных моментов необходима для достижения успеха. Я тот парень, который катается на американских горках всегда с высоко поднятыми руками, неважно, еду ли я вверх или вниз, я получаю удовольствие.
Путь Брайана начался в 18 лет, когда он решил бросить колледж и начать свой бизнес.
Брайану нужны были деньги на оплату обучения. Однажды он сидел в Макдональдсе и увидел грузовик, который выгружал мусор. В этот момент ему пришла идея: а что если начать зарабатывать на вывозе мусора? Брайан потратил последние $700, купил старый грузовик и открыл свой бизнес.
На учебу времени не хватало, пришлось бросить колледж. Этот момент, когда он принял сложное, но взвешенное решение, – стал отправной точкой для его бизнеса.
В 1994 году в компании Брайана работало 11 человек. Но 9 из 11 его сотрудников – плохо справлялись со своей работой. Это мешало компании. Что делать в такой ситуации? Пришлось уволить всех сотрудников и начать «с нуля».
Решение далось трудно, однако, Брайан понимал, что это плата за совершенную ошибку – он нанял не тех людей, которые не разделяли ценностей и мотивов бренда. Он запомнил этот урок и пообещал себе, что больше никогда не будет нанимать «не тех сотрудников» и впредь заботиться о своих подчиненных, чтобы ситуация не повторилась.
Урок №1: некоторые решения бизнеса кажутся невероятно тяжелыми, потому что стоят вам больших денежных и временных затрат. Но если не сделать решительный шаг, бизнес может просто развалиться, потому что вы идете не в том направлении.
Когда компания Брайана Скудамора выросла и вышла на оборот в $2 000 000, бизнесмен задумался об открытии франшизы. Ему нужен был экспертный совет и он пригласил своего лучшего друга на эту работу.
После 3 недель продуктивной работы они поймали «одну волну» и Брайан предложил другу постоянную работу исполнительным директором. Его лучший друг проработал в компании 7 лет и это был продуктивный период для бизнеса, потому что они видели одинаковый путь развития.
Но когда компания переросла оборот $100 000 000 они все чаще начали ошибаться: «Ошибались в финансах, неаккуратно принимали новых людей, слишком быстро двигались». Необходимы были изменения и Брайану пришлось уволить друга.
Правильные решения зачастую бывает непросто принимать. Но вы должны принять их, если хотите, чтобы ваша карьера, ваш успех, ваш путь двигались вперед.
Урок №2: личные связи с человеком не должны помешать вашему бизнесу. Если вы взяли на работу друга или родственника, вы должны иметь в себе силу уволить его в случае необходимости.
Брайану нужен был новый управляющий и он обратился за помощью к лучшим кадровым агентствам. Потратил большие деньги, провел множество собеседований и в итоге – джек-пот – его сотрудником стала экс-президент Starbucks.
Первое время все шло очень хорошо, но день за днем основатель все больше понимал, что он отстраняется от своего бизнеса. Потому что новый исполняющий директор вела компанию в другом направлении. Произошел разрыв взглядов. Пришлось уволить этого сотрудника, хотя все вокруг не понимали и не принимали этого решения. Они считали это сумасшествием.
Они не видели того, что вижу я. Большинство людей не знали на тот момент, что наша выручка упала на $40 000 000. После увольнения она стала намного более успешной, чем она могла бы стать в моей компании. И я стал намного более успешным, чем я мог бы быть с ней. Как же это невероятно! Как же я должен быть благодарен за такой урок!
Урок №3: вы можете нанять просто замечательного сотрудника и сильного специалиста в своей области. Но если вы с ним не видите общих путей развития компании, вам нужно его «отпустить». Скорее всего, без вас он сможет добиться большего, как и вы без него.
Читайте также: Истории успеха в краудфандинге и их секреты – выступление основателя Kickstarter Чарльза Адлера на АМОКОНФ в Сан-Франциско.
Что такое видение? Это картинка в голове предпринимателя и лидера – точка, где он видит себя через какое-то время. Главное, эту точку необходимо четко представить, сформулировать себе, не думая о том, как оказаться там, в этом идеальном будущем.
Как это сделать?
Видение помогает идти к четкой цели, разложить весь путь на конкретные шаги. Это касается не только бизнеса – вы можете сформировать картину своего идеального отпуска или места учебы.
Я начал с того, что обрисовал картинку и добивался того, чтобы это все произошло. Мы попали на Шоу Опры, мы достигли масштаба FedEx и добрались до ТОП-30 компаний в Северной Америке. В начале пути я понятия не имел, как я достигну того, к чему стремлюсь. Но я знал, к чему я стремлюсь, у меня было видение.
Если ваши подчиненные не смотрят с вами в одном направлении и не разделяют ценности и цели компании, вряд ли, они будут работать продуктивно.
Как нанять «тех сотрудников»? Подойдите к этому вопросу, как поиску друзей, потому что самый важное между работником и работодателем – это отношение. Когда нанимаете нового человека в команду, задайте себе вопросы: «Могу ли я представить, что мы с ним попиваем пиво или кофе вместе, и нам интересно? У нас есть что-то общее? Общая страсть к тому, что мы пытаемся построить?»
Прежде всего нужно строить отношения внутри компании, чтобы дополнять и развивать ее. Смысл не в том, чтобы нанимать одинаковых людей. В команде могут быть и интроверты, и экстраверты, самое главное, чтобы вы все вместе ощущали себя единой командой, дополняли друг друга, как Инь и Янь.
Ищите правильных людей, нанимайте медленно, увольняйте быстро. Когда вы совершили ошибку, освободите чужое будущее, его лучшее место, возможно, не рядом с вами.
Чтобы не совершать одни и те же ошибки снова и снова, создайте систему и задокументируйте ваш лучший опыт. На этом стройте внутренние правила компании, тогда система будет работать на вас. С развитием бизнеса нужно развивать и систему и совершенствовать эти самые правила, дополнять «догмы» вашего бизнеса.
Мы расписали, как забирать мусор, как загружать грузовик, как назначать зарплаты, как выходить на рынок, как нанимать людей, к чему мы стремимся, наши ценности – все. Систематизируйте свой бизнес, документируйте то, что работает и делитесь этим с вашими людьми.
«Я думаю, что успех без провалов – это как пустая победа, как будто вы ее не заслужили. Представьте себе возможность рассказывать захватывающие истории о сожалениях, о стремлениях, о том, как что-то пошло не по плану,» – говорит Брайан Скудамор. – «Когда вы отказываетесь сдаваться, вы терпите, вы добиваетесь. И я думаю, есть огромная разница между тем, чтобы построить существование, и тем, чтобы построить жизнь». Принимайте свои ошибки как уроки и тогда в будущем вы не будете натыкаться на одни и те же грабли.