Закрыть
Полная версия. 14 дней бесплатно. ЭФФЕКТИВНО УДОБНО ПРОСТО
Код с картинки

У вас есть купон?

Что-то пошло не так. Пожалуйста, попробуйте еще раз.
Войти
Закрыть
Забыли пароль?

Если у вас еще нет amoCRM

Создать прямо сейчас
История отношений продавца и клиента
29 Ноября 2017

Мы выяснили, чем отличается сегодняшнее общение продавца и клиента от того, что было 11 000 лет назад. На чем же основаны одни из самых продолжительных и крепких отношений в мире?

Новокаменный век

Отношения продавца с клиентом начали развиваться с появлением торговли еще в древнем мире. Торговые связи возникали между знакомыми. Один сосед по племени делал отличные глиняные горшки, а другой – копья с каменными наконечниками. По договоренности они обменивались «товарами». Око за око, горшок за горшок.

Античность

В VIII веке до н.э. товары стали обменивать на деньги. Рыночные отношения расширились – продавцы и покупатели уже искали друг друга в зависимости от товаров, которые им были нужны. Глиняный горшок можно было продать, а на заработанное купить что угодно – рубаху, украшение или орудие труда.

Средние века

К V веку торговля переросла в систему. Появились ремесла, начали открываться собственные лавки. Тот, кто лепил глиняные горшки, теперь назывался гончаром. Он организовывал свою мастерскую, брал на обучение подмастерье и продавал изделия из керамики в своей лавке. К нему приходили все, кто жил рядом. Личное знакомство продавца с покупателем заставляло последнего вновь и вновь приходить в эту лавку и получать бонусы.

Промышленный переворот

Из-за промышленного переворота XIX века ремесленник остался без работы. Теперь вместо гончара украшения и посуду из керамики делала машина. Товар «штамповали» на заводах и фабриках не для персонального покупателя, а массового. Клиент был обезличен, его привязанность к одному продавцу или бренду практически исчезла.

Послевоенное время

Общество массового потребления росло. Появились реклама и маркетинг, которые подталкивали к покупке. Отношения продавца с клиентом строились через рекламные плакаты, яркие упаковки и навязчивые слоганы.

В это же время на Западе появились бизнесмены. Перед ними встал вопрос: «Как в эпоху массового потребления обеспечить себя постоянными клиентами, как это было раньше, в древнем мире?» Оказалось, что и продавать нужно «как раньше» – предлагать каждому клиенту персональный подход. Так появились базы данных, то есть списки всех клиентов с важной информацией о них.

На границе веков

Технический прогресс конца XX веков облегчил работу предпринимателей. Обслуживать клиентов стало быстрее – люди начали общаться по мобильным телефонам, в магазинах вместо счетов появились кассовые аппараты, а бизнесмены перешли с тетрадок на Excel.

Наше время

Распространение интернета – новая веха в развитии отношений продавца и клиента. Бизнесы переходят в digital. Вместо тетрадей и Excel теперь есть CRM-системы. Это программы, которые помогают компаниям помнить о своих клиентах и общаться с ними как можно эффективнее. Современный мир вернулся к традициям прошлого. Продавцы предоставляют покупателям персональный подход, как это было в древности, сближаются с клиентами и в итоге увеличивают количество продаж.

Будущее

Что дальше? Сейчас развивается искусственный интеллект и машинное обучение. Так, CRM-системы смогут работать и без помощи человека – самостоятельно генерировать план взаимоотношений с каждым клиентом, звонить, общаться, напоминать клиенту о себе и продавать товары. А как вы думаете, какими будут продажи будущего?

Елена Дмитриева

Младший редактор amoCRM

Лучшие инсайты о продажах с доставкой на почту