Закрыть
Полная версия. 14 дней бесплатно. ЭФФЕКТИВНО УДОБНО ПРОСТО
Код с картинки

У вас есть купон?

Войти
Закрыть
Забыли пароль?

Если у вас еще нет amoCRM

Создать прямо сейчас
Sales-солянка Как провалить стартап
31 Октября 2017

По статистике проваливается 9 из 10 стартапов. Если вы решили создать свой проект, но не хотите оказаться в списке неудачников, читайте наш материал и учитесь на чужих ошибках.

Привносите новое

Российский стартап Travelmenu – сервис для бронирования билетов и отелей быстро получил денежные вливания в размере 1,6 млн долларов. Проект стартовал на B2B рынке и сделал ставку на виральность. Их рекламный ролик с Дмитрием Медведевым стал хитом интернета.

Однако Travelmenu сразу же столкнулись с сильными на тот момент соперниками: booking.com и anywayanyday. Сервис почти не отличался от аналогов конкурентов.

Один из создателей Travelmenu Михаил Погосов назвал основной причиной провала старт проекта на B2B рынке, вместо B2C. Это сделало сервис узкоспециализированным. Когда выход на B2C рынок был запланирован, для этого уже не хватило финансовых ресурсов.

Что делать, чтобы не повторить ошибку? Ворваться на рынок, где уже есть свои серьезные лидеры, возможно. Так было с компанией Apple на рынке смартфонов. Но проект станет успешным, только если вы будете лучше и покажите это покупателям. Иначе вы просто встанете в ряд последователей-неудачников.

Просчитывайте риски

В 2014 году бывший сотрудник Google Дэвид Байтау создал анонимную социальную сеть Secret. На портале можно было поделиться мыслями и переживаниями без упоминания своего имени. Стартап получил 25 млн долларов (около миллиарда рублей на тот момент) инвестиций.

Успех длился недолго: соцсеть постепенно заполнили «тролли», преступники и извращенцы. В Бразилии создателей Secret начали штрафовать, в США обвинили в разглашении коммерческой информации, а про пользователей из России сам Байтау сказал: «Ни в одной другой стране мира люди не публикуют такое количество неприличного контента».

Создатель стартапа опубликовал прощальный пост, в котором объявил, что Secret прекращает работу, так как проект перестал быть тем, ради чего задумывался.

Что делать, чтобы не повторить ошибку? Учитесь контролировать свою аудиторию. Именно вы обязаны предоставить комфортный и безопасный сервис. Администраторы сайта должны отслеживать появление запрещенного контента и бороться с ним.

Кстати...

В конце 2014 года в США появился проект ClosedClub, который собирал информацию о неудачных стартапах. Администраторы сайта кратко описывали историю проекта и причины неудач, а пользователи голосовали за самые интересные.

Очень скоро в России появился аналог bizerrors.ru. Оба проекта закрылись в течение года, а их сайты на данный момент уже не работают.

Создатель проекта Product Hunt Райан Гувер писал на своем портале о минусах ClosedClub. По его мнению, тот факт, что описание «мертвых» стартапов делали администраторы сайта, а не создатели, сказывался на объективности информации.

Соблюдайте законы

Grooveshark – это сервис, на котором пользователи могли свободно загружать треки и создавать плейлисты. Приложение делало из них персональные музыкальные подборки. Стартап был успешен и просуществовал около 9 лет, однако пренебрежение авторскими правами привело проект к закрытию. Правообладатели Warner Music Group, Sony Music Entertainment и Universal Music Group подали судебные иски на сумму более 75 млн долларов. Компания понесла серьезные финансовые и репутационные потери и прекратила свое существование.

Что делать, чтобы не повторить ошибку? Нельзя пренебрегать авторскими правами. Пользователи ежедневно используют пиратский контент, однако администраторы порталов удаляют нелегальные файлы по требованию правообладателей. ВКонтакте активно блокирует подобные материалы. YouTube имеет свой алгоритм выявления нелегальных видео. А в Facebook вообще нет такого понятия как аудиозаписи, так как создатели сети не хотят распространения нелегального контента.

Не лгите клиентам

В 2002 году 19-летняя Элизабет Холмс основала стартап Theranos. Она обещала выявить все заболевания по одной капле крови. Проект стал популярным в США. Компания росла в течение 10 лет и привлекла многомиллионные инвестиции.

Руководство не раскрывало данных о своих разработках и технологиях. Это вызвало интерес у ведущих медицинских изданий. Начались расследования деятельности стартапа. Оказалось, что Theranos делает анализы с помощью стандартных медицинских тестов. Сама компания позже признала недействительными результаты анализов за последние несколько лет. Последовали судебные иски от недовольных клиентов.

В совет директоров входили экс-госсекретари США и известные профессора. Но даже это не остановило разорение Theranos. После закрытия компании капитал самой молодой женщины- миллиардера Элизабет Холмс был оценен в 0 долларов.

Что делать, чтобы не повторить ошибку? Не стоит строить свой бизнес на обмане. Клиенты могут узнать об этом и вряд ли продолжат покупать ваш продукт. Компания получит существенные финансовые и репутационные потери.

Прислушивайтесь к запросам клиентов

Стартап Hello по созданию трекеров сна быстро взлетел. Проект собрал на Kickstarter полмиллиона долларов за день. Уже через пару лет компанию оценивали в 300 млн долларов.

Изначально трекеры для определения фаз сна крепились на руку. Со временем из наручного трекера гаджет превратился в более сложное устройство. Последняя модель крепилась к подушке, а вторая его часть должна была находиться недалеко от нее. Компания настолько усложнила первоначальный формат, что обновления продукта стали неактуальными для пользователей. Новый трекер стоил 149 долларов (около 8 500 рублей на тот момент), но желающих покупать гаджет за эту цену оказалось недостаточно для покрытия всех издержек. Идея изжила себя. Рынок трекеров переживал не лучшие годы: попытка продать Hello конкуренту Fitbit не увенчалась успехом.

Что делать, чтобы не повторить ошибку? Компания делала обновления по своему желанию. Вместо создания ненужного обновления, лучше узнайте у своих клиентов, какие новинки им были бы нужны.

Научитесь распределять финансы

Компания Jawbone создавала фитнес-браслеты с 1999 года. Проект привлек более 900 миллионов долларов в качестве инвестиций. В лучшие годы их доля на рынке не превышала 5%. А с выходом Apple Watch и более дешевых китайских аналогов браслеты Jawbone покинули топ-10.

Продать компанию не удалось. Основатель Jawbone Хусейн Рахман ликвидировал свой стартап. Был создан новый проект Jawbone Health Hub, который специализируется на создании гаджетов для сферы здравоохранения.

Самая распространенная причина, по которой умирают стартапы – просто потому, что это никому не нужно

Аркадий Морейнис
на CRMDAY

Что делать, чтобы не повторить ошибку? Большие денежные вливания это не гарантия успеха. Если продукт не популярен среди клиентов, то нужно точнее искать свою аудиторию. Не стоит тратить рекламные ресурсы на людей, которым не интересны подобные товары.

Не экономьте на лояльности клиентов

Сервис доставки еды Maple удачно начал работу на гастрономическом рынке. Во многом это было обусловлено инвестициями известного в США шеф-повара Дэвида Чанга. На старте проекта к каждому заказу бесплатно прилагалось фирменное сахарное печенье.

В результате сокращения расходов Maple отказалась от печенья. Именно это стало первым шагом к закрытию компании. Клиентам это не понравилось. Количество заказов постепенно поползло вниз. В то же время английская компания Deliveroo переманивала работников компании. Maple прекратила существование.

Что делать, чтобы не повторить ошибку? Лояльность клиентов очень легко потерять. Если вы отбираете у людей сервис, который вас выделял, узнайте, что они хотели бы получить взамен. Лояльность клиентов добывается долгим и сложным трудом. Экономия на лояльности может стать роковой ошибкой.

Грамотно сочетайте цену и качество

Другим неудачным примером стартапа в сфере доставки еды стал американский сервис Sprig. Компания продавала только высококачественную пищу местных фермеров и доставляла ее в течение 15 минут. Однако Sprig не рассчитал свои возможности: аудитория была недостаточно велика для покрытия высоких расходов. Основатель компании Гаган Бияни заявил, что «сочетание производства еды и ее доставки стало слишком серьезным вызовом».

Что делать, чтобы не повторить ошибку? Необходимо четко знать свою аудиторию. Выяснить, какая она по масштабу и какие средства готова тратить на продукт. Далее найти подходящий баланс цены и качества и придерживаться его.

Анализируйте работу предшественников

Сама идея компании Beepi – продажа автомобилей сервису без оффлайновых точек – звучала революционно. Создатели считали ее более удобной, чем способ продаж CarPrice или Auto1. Однако удобство не всегда выгодно: выезд сотрудников на дом стоил дороже стационарной точки продаж. Более того, компания своими силами осуществляла доставку автомобиля его новому владельцу. С учетом того, что не все машины продавались – доходы снизились. Несколько автомобильных дилеров рассматривали возможность покупки Beepi, но не сделали этого. В итоге у компании закончились деньги.

Что делать, чтобы не повторить ошибку? Инновации ради инноваций не во всех ситуациях являются хорошей идеей. Необходимо провести глубокий анализ работы предшественников и конкурентов на рынке. Понять, почему они продают по определенной схеме. Оценить будущие затраты на свои необычные идеи.

Итого

Не хотите, чтобы ваш проект был закрыт, как перечисленные стартапы? Не повторяйте ошибки провальных стартапов.

  1. Сделайте оригинальный проект

    Зачем копировать что-то старое и популярное? Предложите аудитории что-то свое, уникальное и более удобное. Только тогда вы сможете обогнать крупных конкурентов, которые давно открылись на этом рынке.

  2. Соблюдайте законы

    Всегда действуйте в рамках закона. Санкции за его нарушение могут принести репутационный и финансовый ущерб вашей компании.

  3. Говорите клиентам правду

    Будет сложно вернуть клиентов после того, как вы обманули их ожидания. Придется «с нуля» зарабатывать доверие покупателей

  4. Следите за работой конкурентов – они тоже растут и развиваются

    Только постоянное развитие позволит вам оставаться на высоте

  5. Не экономьте на лояльности клиентов

    Если компания приучила покупателей к приятным сюрпризам. Особенно, если нечего предложить взамен.

  6. Контролируйте расходы

    Высокий уровень сервиса предполагает высокие затраты. Но если у вас возникают проблемы, лучше отказаться от расходов для сохранения компании.

Константин Камынин

младший редактор amoCRM

Лучшие инсайты о продажах с доставкой на почту